Суперсовременная архитектура: ТОП-10 самых интересных зданий 2014 года
34 фотографии современной архитектуры. Городской интернет-сайт «The Village» подвел итоги уходящего 2014 года и рассказал о самых интересных зданиях архитекторов с мировым именем. (Автор: Юрий Болотов)
Жилой дом One Central Park (Сидней, Австралия. Архитектор: Жан Нувель). Все последние годы Жан Нувель увлекается соединением своих хай-тек-зданий и природного окружения. Пару лет назад он поставил стеклянную оранжерею на крышу высотки «Горизонт» в пригороде Парижа и открыл в Барселоне отель, лестничные пролеты которого утопают в тропических растениях. В 2014 году Нувель пошел дальше: вместе с инженером и ботаником Патриком Бланом он создал самый высокий вертикальный сад в мире. Прежде Блан, специализирующийся на использовании техники гидропоники, уже делал для архитектора зеленую стену музея примитивного искусства на набережной Бранли в Париже. Такой прием – способ гуманизировать окружающую среду и даже заглянуть в будущее.
Жилой дом One Central Park (Сидней, Австралия. Архитектор: Жан Нувель). Для создания сада высотой в сотню метров использовалось 360 видов неприхотливых и устойчивых к сильному ветру растений. На крыше здания расположены гелиостаты, а атриум высотки и закрытые от солнечных лучей части фасада освещаются тремя сотнями зеркал, установленных на массивной консоли.
Жилой дом One Central Park (Сидней, Австралия. Архитектор: Жан Нувель). Тень, которую создают растения, позволяет зданию быть на четверть экономичнее местных аналогов. К тому же излишки тепла используются в системе кондиционирования и вентиляции, а сточные воды очищаются внутри небоскрёба. One Central Park имеет и собственную тепловую станцию, делающую башню автономной.
Жилой дом One Central Park (Сидней, Австралия. Архитектор: Жан Нувель). В ноябре международный Совет по высотным зданиям и городской среде назвал здание лучшим небоскрёбом этого года. В течение пары ближайших десятилетий мегаполисы заполнятся зелеными высотками: Стефано Боэри уже построил близнецов One Central Park в Милане.
Мусоросжигательный завод в Роскилле (Роскилле, Дания. Архитектор: Эрик ван Эгерат). Модный прием 2014 года: известный архитектор берет утилитарную постройку и превращает ее в иконическое здание и достопримечательность. Именно так поступил голландец Эрик ван Эгерат с новым корпусом мусоросжигательного завода в Роскилле, снабжающего город электроэнергией и теплом.
Мусоросжигательный завод в Роскилле (Роскилле, Дания. Архитектор: Эрик ван Эгерат). Промышленное здание со стометровой трубой он завернул в изломанную металлическую оболочку, перекликающуюся своим цветом с крышами окружающих домов и местным собором, усыпальницей датских королей.
Мусоросжигательный завод в Роскилле (Роскилле, Дания. Архитектор: Эрик ван Эгерат). Декоративный фасад покрыт круглыми отверстиями, сквозь которые по ночам проникает свет, превращая завод в подобие маяка.
Художественный музей Аспена (Аспен, США. Архитектор: Шигеру Бан). Шигеру Бан известен своей «бумажной архитектурой» – проектами быстровозводимого жилья и общественных зданий для беженцев и пострадавших от стихийных бедствий. Для их строительства японец использует обработанный специальной пропиткой картон, это идеальный материал для неказистых временных зданий.
Художественный музей Аспена (Аспен, США. Архитектор: Шигеру Бан). Он недорого стоит, его легко производить, из него можно быстро создать крупные сооружения и его просто переработать после завершения срока службы дома (да, вы не ослышались: в 2014 году архитектура окончательно перестала восприниматься как нечто незыблемое). Именно за свою социальную работу Бан в 2014 году стал лауреатом Притцкеровской премии.
Художественный музей Аспена (Аспен, США. Архитектор: Шигеру Бан). Куда реже упоминаются постоянные постройки Бана. В них он показывает себя как последовательный японский минималист, который любит белый цвет, стекло, металл и дерево. Его первый проект после получения Притцкера – здание художественного музея в американском горнолыжном курорте Аспен. Фасад музея напоминает большую корзину, а крыша поддерживается красивым деревянным каркасом.
Художественный музей Аспена (Аспен, США. Архитектор: Шигеру Бан). Между внутренними помещениями и легким фасадом из переплетенных между собой и специально обработанных листов фанеры зажата лестница на крышу здания. Там располагается общественная зона и вестибюль музея: посетители должны осматривать коллекции, постепенно спускаясь на нижние этажи.
Фонд Louis Vuitton (Париж, Франция. Архитектор: Фрэнк Гери). Патриарх американской архитектуры и автор музея Гуггенхайма в Бильбао Фрэнк Гери – полная противоположность Шигеру Бана. Он расточительный деконструктивист, который ради эффектного визуального образа готов придумать десятки новаторских технических решений. При этом эффективность использования постройки может оказаться под вопросом. Именно так случилось с его opus magnum и главным зданием этого года – Фондом Louis Vuitton, который осенью открылся в парижском Булонском лесу.