Журнал Time: на что же влияли эти 100 самых знаменитых фотографий?
Часть 3 (25 из 100 самых знаменитых фото). Журнал Time назвал самые значимые для истории фотографии. "Не существует формулы, которая делает фотографию влиятельной. Некоторые изображения попали в наш список потому, что были первыми в своем роде, другие – потому что сформировали наше мировоззрение. Некоторые из них изменили нашу жизнь. Все 100 фотографий являются поворотными пунктами в нашем человеческом опыте", – говорится на сайте проекта "100 Photographs".
© Авторское право на представленные снимки принадлежит указанным фотографам.
© Источник фотографий: 100 Photographs | The Most Influential Images of All Time
Здесь журнал Time предпринял попытку взглянуть на историю через объектив фотоаппарата. Причем – взгляд-то явно американизированный. Даже если авторы не американцы. И вышло прямо по Козьме Пруткову: "Специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя". Поэтому я оценивал художественную или историческую (репортерскую) ценность снимка, необычность, динамизм ракурса или сюжета либо мастерство фотокорреспондента.
Авраам Линкольн, Mathew Brady, 1860.
Кровавая суббота, H.S. Wong, 1937.
Экзекуция в Сайгоне, Eddie Adams, 1968.
Человек в капюшоне, Sergeant Ivan Frederick, 2003.
Горе, Dmitri Baltermants, 1942. Фотография времен Великой Отечественной войны, сделанная советским фотокорреспондентом Дмитрием Бальтерманцем в январе 1942 года в Крыму и получившая впоследствии мировую известность. На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясенные горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
Молотов, Susan Meiselas, 1979.
Йосемитский каменный собор, Carleton Watkins, 1861.
Поднятие флага над Иводзимой, Joe Rosenthal, 1945. Одна из самых известных фотографий времен Второй Мировой войны сделана 23 февраля 1945 года Джо Розенталем (Joe Rosenthal). Шестеро военнослужащих американских вооруженных сил водружают флаг США на гору Сурибати, высочайшую точку очень маленького в сущности острова, за который сражение велось больше месяца. Интересно, что запечатленный на снимке момент не был первым поднятием флага на этой точке. Гора была взята двумя часами ранее, и именно тогда на ней поставили "звезды и полосы". Но флаг был маленький, и его решили заменить на более существенный. Этот-то момент и запечатлел Джо Розенталь, обеспечившей этой фотографией не только Пулитцеровскую премию себе, но и доказавший существование морской пехоты, в эффективности которой тогда сомневались. Трое из сфотографированных солдат затем погибли в боях на острове, которые продолжались еще месяц и три дня после поднятия флага. А трое выживших стали в Штатах знаменитостями из-за этого снимка. Флаг уцелел и хранится сейчас в музее морской пехоты, порванный и потрепанный.
Лунный свет: Пруд, Edward Steichen. Цветной снимок The Pond Moonlight (Лунное сияние на пруду) 1904 года был сделан Эдвардом Штейхеном. Несмотря на то, что цветная фотография была изобретена только в 1907 году, Эдвард сделал цветное фото уже в 1904 году. Удалось ему это благодаря использованию нескольких слоев светочувствительной резины. Стоимость снимка оценивается в 2 928 000 долларов.
Рука госпожи Рентген, Wilhelm Conrad Rontgen, 1895.
Критика, Weegee, 1943. Уиджи (Weegee – звукоподражание звуку полицейской сирены; настоящее имя Артур Филлиг – Arthur Fellig; 1899–1968) – американский фоторепортер, мастер уголовной хроники. Создатель особого жанра документальной фотографии, запечатлевших ночной Нью-Йорк 1930-1950 годов. Сын эмигранта-раввина из Российской империи. В 1940-е гг. работал в Голливуде, в частности со Стенли Кубриком. Повлиял на многих выдающихся фотографов XX века, в том числе Энди Уорхола.
Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен, 1943.
Голодающий ребенок и стервятник, Kevin Carter, 1993.
Ковбой, Richard Prince, 1989.
Камелот, Hy Peskin, 1953.
Андрогин (6 мужчин + 6 женщин), Nancy Burson, 1982.
Лодка без улыбок, Eddie Adams, 1977.
Дом-футляр в Лос-Анджелесе, Julius Shulman, 1960. Лос Анджелес, знаменитый Case Study House No. 22, построенный архитектором Пером Кенигом (1925-2004) в 1960 году. Фотография сделана карданной камерой Sinar формата 4"х5" c помощью режима двойной экспозиции – сначала была длинная выдержка, чтобы поймать свет города и, главное, знаменитого бульвара Сансет, а в итоге вспышка, чтобы хорошо получились модели в студии и сама внутренность здания.
Троллейбус, Новый Орлеан, Robert Frank, 1955.
Деми Мур во время беременности, Annie Leibovitz, 1991.
Мюнхенская резня, Kurt Strumpf, 1972.
99 центов, Andreas Gursky, 1999.
Расстрел в Иране, Jahangir Razmi, 1979.
Председатель Мао плавает в Янцзы, автор неизвестен, 1966.
Американская готика, Gordon Parks, 1942. В 1928 году шестнадцатилетний Гордон Паркс переехал к старшей сестре в штат Миннесота, в Сент-Пол. Но вскоре, из-за ссор с мужем сестры, он оказался на улице. На жизнь зарабатывал, как только мог – играл на пианино в захудалом борделе, работал помощником официанта, выступал за гроши в баскетбольной команде. В конце 30-х годов Паркс начал увлекаться фотографией. Это занятие постепенно переросло из хобби в талант и профессионализм. В 29 лет он создает свою первую профессиональную фотографию, которой дал название "Американская готика" (American Gothic).