Фототехника XXI века: дивные новые цифровые технологии в руках
Прогресс в фототехнике стремителен как никогда прежде. Улучшаются дисплеи и видоискатели, оптика становится не только мощнее, но получает высокую светосилу и способность фокусироваться с близких расстояний в телеположении. Притом теледиапазон у современного компакта – это уже 500-600 миллиметров в эквиваленте 35-мм камер, и такого класса объектив запросто умещается в корпус толщиной 2-3 сантиметра.
Ускоряется электроника, стандартом стали быстрые КМОП-матрицы, скорость серийной съемки мало отличается от возможностей репортерских зеркальных фотоаппаратов, и, конечно, большинство камер записывает видео формата Full HD, то есть 1920x1080 точек при скорости 25-30 кадров в секунду. Все это – лишь цветочки на фоне того, что ждет нас в самом ближайшем будущем.
Речь не о фантазиях вроде подвижной полимерной оптики с изменяемой геометрией (то есть такая технология тоже есть, но она пока не приблизилась к массовому рынку). Мощнейший рывок, скорее всего, обеспечат технологии метакласса вычислительной фотографии: внушительное семейство идей, концепций, методик и технологий, связанных со сложной компьютерной обработкой визуальных данных, полученных от современных высокочувствительных и высокоскоростных сенсоров.
Небезызвестный производитель видеокарт и "планшетных" процессоров nVidia продвигает платформу Chimera, среди особенностей которой есть постоянная съемка HDR-изображений и автоматизированная склейка HDR-панорам. Лаборатория микросистемных технологий Массачусетского технологического университета выпустила собственный процессор, способный почти мгновенно создавать 10-мегапиксельные HDR-снимки из 3 кадров, "собирать" изображения, снятые со вспышкой и без, и выполнять множество других операций по обработке и "синтезу" графических данных. Инженеры Panasonic придумали простой в производстве (но сопряженный со сложными математическими и физическими расчетами) способ устранить цветовые фильтры сенсоров, и таким образом вдвое поднять их чувствительность. А затем предложили способ получения 3D-снимков с однообъективных камер посредством особого устройства матриц.
Toshiba демонстрирует миниатюрную камеру светового поля, способную создавать 2-мегапиксельные "объемные изображения" (с дополнительным набором данных об удаленности точек) практически в видеорежиме, на скорости 30 кадров в секунду. И, конечно, активно развиваются имитаторы систем светового поля, применяющие быструю серийную или видеосъемку с нехитрой математикой для получения "интерактивных" картинок, позволяющих изменять дистанцию фокусировки и даже глубину резкости при просмотре фотоснимка.
Перечислять можно и дальше, но ясно и так: по мере преобразования технологий в продукты и функции на рынке появится множество удивительных, невообразимых систем фотосъемки. Часть из них, вроде постоянного расширения динамического диапазона, поднимет на новый уровень качество, другая – возможно, откроет недоступные ранее виды и способы создания фотоизображений. Правда, воспользоваться новейшими способами фотосъемки в будущем смогут владельцы скорее смартфонов, чем компактных камер. За примером не надо далеко ходить: телефоны, записывающие HDR-видео, уже есть, а фотоаппаратов пока не видно.
Автор: Андрей Пузырев, журнал "Потребитель. Фото & Техника"