Помните их? Лучшие советские мульты из 90-х годов
После развала Союза российская анимация переживала тяжелые времена, но до катастрофического состояния все-таки не дошла. В 1990-е годы создавалось достаточно много мультфильмов, какие-то стали народными хитами, некоторые отхватили кучу призов на престижных зарубежных фестивалях. Составленный мною список является вдвойне ностальгическим: во-первых, это ностальгия по славной советской мультипликации, великие традиции которой старались сохранить в безбашенные 90-е годы лучшие российские аниматоры (многие мультипликационные постсоветские шедевры легко принять за старую-добрую советскую анимацию); во-вторых, эти мультфильмы, впитавшие в себя в какой-то степени дух новой эпохи, занимают особое место в памяти у тех, чье детство прошло в 90-е. Список по хронологии.
Лисенок (1989-1994)
Цикл из 8 мультфильмов про лисенка, созданных режиссером Борисом Тузановичем, является своеобразным мостиком между двумя эпохами детской анимации – советской и постсоветской. В этих мультфильмах в наивно-детской манере, свойственной советской мультипликации, идеализируется счастливый мир детства, в котором возможно всё – хоть дождь из земляники, хоть полет на Луну. Особенно трогательными и даже немного трагичными мультики про Лисёнка кажутся, когда понимаешь, что маленькие зрители смотрели их, когда за окном рушилась страна, и никакое счастливое детство им не светило...
Из комментариев в соцсетях:
Среди моих школьных приятелей были популярны два мультфильма, названия которых не помню – один про таракана, который нашёл монетку и пошёл покупать телевизор, а второй – про миниатюрного преступника (фантастический маленький человечек), который встал на путь исправления.
Mister Пронька (1991)
Один из последних фильмов выдающегося советского аниматора Леонида Носырева, выполненный в фирменном "солнечном" стиле режиссера, с обилием желтого, оранжевого, огненно-красного цветов. Несмотря на то, что действие происходит в неопределенно давнем времени, в мультфильме угадывается актуальный для начала 90-х контекст взаимоотношений России и США. По сюжету, американец и русский заключают пари, в котором побеждает наш Пронька. Правда, для этого ему пришлось 15 лет не мыться и не стричься.
Из комментариев в соцсетях:
Хорошо помню только про Лисенка. "На краю земли" смотрела уже взрослой. Про русалку надо найти, очень необычная для мультфильма рисовка.
Провинциальная школа (1992)
В начале десятилетия взошла первая звезда новой российской авторской анимации – Иван Максимов из Санкт-Петербурга, создавший собственную мультипликационную вселенную, населенную множеством забавных персонажей. "Провинциальная школа" – яркий пример того, как новая детская российская анимация может быть совершенно непохожей на привычную советскую. Безумная фантазия, выразительный карикатурный стиль, своеобразный "инфантильный" сюрреализм – такие мультфильмы запоминаются надолго.
Из комментариев в соцсетях:
Никогда не слышала про "Возвращение кота Леопольда", даже любопытно стало. "Лисенка" смотрела, "На краю земли" посмотрела уже в студенчестве, а про остальные даже не слышала. Все же, видимо, советского оставалось больше на телевидении.
Белка... и Стрелка (1993)
Произведение, сочетающее черты детского мультика про собачек и ощущение шизофренического ужаса, захватившего постперестроечный кинематограф, включая анимацию. Мультфильм Сергея Айнутдинова выделяется среди десятков похожих по настроению работ тех лет шокирующей развязкой, особенно на контрасте с "детской" рисовкой, напоминающей стиль студии "Пилот". Мало того, что дворник, герой фильма, топит дворняг, он еще случайно сбивает из своей метлы-ружья собак-космонавтов Белку и Стрелку.
Из комментариев в соцсетях:
А "Пластилиновая ворона", и "Падал прошлогодний снег", "Мартынко", серия "Следствие ведут колобки", армянмультфильм, зайца невидали, уважаемый леший, разгром и т.д.
Возвращение кота Леопольда (1993)
Мульт-хулиганство неизвестных авторов, которое даже показали по телевизору. Много лет тогдашние зрители пытались вспомнить название этого мультфильма и найти возможность его пересмотреть, пока в 2011 году кто-то не выложил оцифрованную с VHS-кассеты этот "шедевр". 2-серийный мультфильм представляет собой перемонтированные и переозвученные сцены из классического Кота Леопольда и других известных мультиков ТО "Экран". В "Возвращении" Леопольд влюбляется в Мурку и готов на всё, чтобы заполучить ее. Даже стать рэкетиром.
Из комментариев в соцсетях:
"Мистер Пронька"- это не отдельный мультфильм, а одна из новелл полнометражного анимационного фильма "Смех и горе и Бела моря". И еще, "Влюбчивая ворона": "не косой, а раскосый".
Гагарин (1994)
Неожиданная удача российской анимации – за этот 3-минутный мультик Алексей Харитиди получил престижную награду на Каннском кинофестивале. "Гагарин" – дань уважения Эдуарду Назарову, чьим учеником и является Харитиди. Назаровский стиль – это гениальное сочетание юмора и динамики, в этом плане ученик чуть ли не превзошел учителя, хотя его мультфильм – очень простая история про гусеницу, которой немного поиграли в бадминтон.
Из комментариев в соцсетях:
Очень неполный список. Где горячо любимая "Чуча", например? Или шикарнейший "Шарман, шарман!" про черепаху и крокодильчика? Это вообще один из пиков анимации 90-х... Сдается мне также, что "Маленькая колдунья" тоже в 90-х снята. Ну, "Незнайка на луне" или "Красная шапочка" – бог с ними, первый – говно, второй часто показывают. За "Гагарина" спасибо, отличный мульт, а я его и позабыл.
Кот в сапогах (1995)
Этот мультфильм по мотивам известной сказки до сих пор вызывает возмущение у многих зрителей – якобы за очернение российского менталитета. "Кот в сапогах" Гарри Бардина – сатира на "немытую Россию" начала 90-х (хотя привязка к конкретным годам в мультике отсутствует, но эмиграционные настроения того времени чувствуются). У главного героя, деревенского мужика Карабасова (с внешностью Николая Караченцова) появляется возможность уехать в Америку при помощи волшебного кота. В итоге родная российская грязь оказывается герою милее и дороже заграничного благополучия.
Из комментариев в соцсетях:
"На краю земли" и "Гагарин" – никогда не видела их в 90-х по телефизору, и в целом, по телевизору их не показывали, по-моему. Познакомились мы с ними уже в 2000-х с приходом в нашу жизнь повсеместного интернета. Ну и тогда еще была эпоха, когда самые вкусные мультики и фильмы, музыку и книги мы передавали друг другу на флешках. И эти тоже с ними. Остальные из списка – частично помню, но они вовсе не такие, как эти два – там просто детские мульты.
Теремок (1995)
"Теремок" выполнен в лучших традициях советских кукольных мультфильмов про лесных животных. Это история про жадность, в которой взрослые зрители могли увидеть намек на реалии нового капиталистического общества, когда некоторые деятели захапывали себе огромные ресурсы. В мультике роль "олигарха" играет медведь, который "приватизировал" себе дом-буфет с вкусняшками, оставив других лесных зверей без езды и крыши над головой.
Из комментариев в соцсетях:
Я бы вспомнил еще пару мультфильмов: "Про рыцаря, который никого не боялся" и "Реактивный поросенок". Хоть и белорусские, но вполне себе в стиле советских мультфильмов.
Русалка (1996)
Эта и другие работы Александра Петрова – подтверждение того, что постсоветская анимация была способна выдавать шедевры мирового уровня. Не просто удачные смешные мультики, а произведения с высоким техническим и художественным уровнем. "Русалка", трагедия с элементами мистики, номинировалась на Оскар, следующая работа Александра Петрова получит эту премию.
Из комментариев в соцсетях:
Ну, "Незнайка на луне" или "Красная шапочка", первый – говно. Есть еще второй "Незнайка" – "Н. и Барабас", вот это уже гуано. Особенно эпизод, основой для которого послужил поход генпрокурора Скуратова к проституткам (угадывается легко).
На краю земли (1998)
Главный хит российской анимации 90-х создал Константин Бронзит (строго говоря, это не российский, а французский фильм, но, я считаю, это лишь формальность). Особая гениальность этой комедийной зарисовки заключается в том, что действие происходит в 2-мерном пространстве, хотя страстей, эмоций, происшествий там хватит на много измерений.