Гений соцарта Эрик Булатов: полотна мастера оценивают в миллионы долларов
20 картин высокого искусства большого мастера. На днях в Москве открылась выставка Эрика Булатова. Один из самых известных и успешных художников нашего времени – на престижных аукционах полотна мастера оценивают в миллионы долларов. Столкновение советской действительности и придуманных миров без запретов и ограничений: в картинах художника критики ищут и находят скрытый смысл.
Медальон на 80-летний юбилей, он был год назад, Эрику Булатову подарила поклонница художника. Она была под сильным впечатлением от его картины "Небосвод-небосклон". Где буквы – как стеклянный купол, из-под которого лишь проглядывает небо. Вплетая в бесконечно прекрасную реальность въевшиеся и часто набившие оскомину слова со стекол в вагонах метро или с советских агитплакатов, Эрик Булатов показывал, как далек от истины придуманный мир запретов и лозунгов.
"Между настоящим советским плакатом и этой картиной есть одна очень как бы незначительная разница. Весь смысл работы был именно в этой разнице. Агрессивные красные буквы набрасываются на нас, противостоят друг другу – эти слова и небо! И смысл этой картины как раз прямо противоположен тому политическому плакату, которому они как бы полностью соответствуют", – рассказывает художник Эрик Булатов.
Париж, ноябрь 2012 года. Эрик Булатов работает над произведением "Картина и зрители".
Соединив русский пейзаж и римское число XX, Булатов создал образ всего XX века, словно перечеркнувшего своими красными крестами – или лучами прожекторов – десятилетия истории. Алые плакатные буквы – как решетки, которые не пускают и противоречат сами себе. На сказочной картинке с выставки написано: "Добро пожаловать!", но, ведь ясно же, что "Посторонним вход воспрещен!".
Картина и зрители.
"Это образ, конечно же, с репродукции. Он специально выискивал такие открытки, которые отвечают за эту советскую атмосферу – в них очень характерный, в живопись перенесенный, плохой такой муар или яркость цветов фоторепродукций того времени. Но важно и то, что он превращает это в живопись", – говорит искусствовед, куратор выставки Сергей Попов.
2006 год. Лувр. Джоконда.
Друг Эрика Булатова режиссер Александр Митта вспоминает, что люди, для которых мир плакатов и символов был обыденностью, терялись перед этими картинами, не понимая, например, смеяться или плакать, когда на горизонте маячит лишь орденская лента: неужели, ради этой полоски ткани и живет советский человек? "Он видит то, чего не видит никто. Никто не видел, что наша жизнь битком набита идеологией. Мы все были от мостовой до крыши в идеологических плакатах", – отмечает кинорежиссер, народный артист России Александр Митта.
1971–1972 годы. Горизонт.
Даже рисуя генсека Брежнева и советские символы вольно, Эрик Булатов никогда не считал себя антисоветским художником. Но, получать зарплату и какие-то деньги на жизнь можно было только от государства, ведь частных заказов не существовало. И Булатов начал иллюстрировать детские книги. И многие из нас, даже не подозревая об этом, знают рисунки Эрика Булатова раньше, чем научились читать.
Наше время пришло.
Эрик Булатов делил каждый год на две половины: по заказам издательства детской литературы работал только осенью и зимой. А в светлое время – весной и летом – занимался любимой живописью. "В течение лет 20 я вообще не думал, что я когда-нибудь смогу не то, что продать, а просто показать свои работы", – рассказывает художник Эрик Булатов.
1977 год. Улица Красикова.
Эти его картины советские зрители могли увидеть лишь дважды. Правда, одна выставка, в закрытом Курчатовском институте, куда простым смертным было и не попасть, длилась всего 45 минут. А другая – аж целый вечер. Так что, видели их только друзья и знакомые, оказываясь в мастерской Булатова. Сразу два вида из ее окон стали культовыми работами. Играя в пространства, Булатов осмелился создать парафраз на знаменитое "Явление Христа народу". Ему казалось, что оригиналу не хватает зрителей, которые пришли на него посмотреть.
Перестройка.
"Когда зритель закрывает передний план и загораживает раму, то картина начинает работать в пространственном отношении. Тогда ее персонажи начинают с нами разговаривать, а Христос как бы начинает действительно идти к нам", – отмечает искусствовед, куратор выставки Сергей Попов. Кстати, картины Эрика Булатова будто сами создают новые пространства и смыслы, если рядом с ними действительно оказываются живые зрители.
Знак качества СССР.
Сегодня Эрик Булатов пытается проникнуть в природу света. Поэтому большинство картин, созданных им в последние годы, не просто светятся изнутри, а словно освещают все вокруг себя. Он давно живет Париже, но считает себя лишь русским художником, которому повезло увидеть свое время.
1998 год. Вся эта весна.
1992 год. "Liberte" – эта картина появилась на афише выставки "Контрапункт".
1977 год. Брежнев. Советский космос.
Русский XX век.
Слава КПСС.
1989 год. Закат.
Перестройка.
1997-1998 годы. Свобода есть свобода.
Живу. Вижу.
Il tempo di Roma.